Основные шахматные правила

Шахматы – игра очень древняя. Появилась она в Индии более полутора тысяч лет назад. С тех пор правила шахмат неоднократно менялись. Неудачные варианты отсеивались, хорошие становились еще лучше в результате новых изменений. Так, путешествуя сквозь века и претерпевая метаморфозы, шахматы дошли до нас в том виде, который мы знаем. Давайте познакомимся с правилами современных шахмат.

Состоит игра из доски, на которой находятся белые и черные клетки, расположенные попеременно, и шахматных фигур. Играют в шахматы два соперника, по очереди передвигая фигуры на доске. Для того чтобы научиться играть, нужно для начала выучить названия фигур и их особенности.

Особенности фигур в шахматах

Начнём знакомство с шахматными фигурами по убыванию их значимости и роли, играющей в партии.

  • Самая главная фигура в шахматном войске – король. Цель игры состоит в том, чтобы взять короля неприятеля в плен, или, как говорят шахматисты, «поставить мат». Король перемещается по доске на 1 клеточку в любую сторону. Также он уничтожает неприятельские фигуры и пешки, которые находятся на соседней с ним клетке. В этом случае король становится на место сбитой фигуры, а она, в свою очередь, снимается с доски и больше не участвует в сражении.
  • На втором месте по значимости – ферзь. Эта фигура перемещается по доске по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток. При этом нельзя перескакивать через фигуры и пешки, находящиеся на пути следования ферзя. Сбивает ферзь неприятельские фигуры так же, как ходит. В случае, если несколько вражеских фигур расположены на одной линии, ферзь сбивает только одну из них (ближнюю).
  • Ладья – это фигура, напоминающая по форме башню замка. Передвигается только по вертикали и горизонтали на произвольное количество клеток. Сбивает – так же, как и ходит.
  • Слон. Эта фигура по силе уступает ладье. Передвигают слона только по диагонали. Слон бывает белопольным или чернопольным в зависимости от того, на клетке какого цвета он находится в начале партии. Сбивает слон так же – по диагонали.
  • Конь. Способ передвижения этой фигуры – самый сложный. Конь перепрыгивает на через одну клеточку вперед, назад, влево или вправо, а затем поворачивает на одну клетку влево или вправо. Т.е. он как бы вырисовывает букву «Г» на шахматной доске. При этом конь перепрыгивает через фигуры и пешки, находящиеся на его пути, а сбивает лишь в точке своего приземления.
  • Ну и наконец, пешки. Маленькие солдатики шахматной битвы. Самая слабая боевая единица, способная, однако, стать самой сильной. Пешки ходят по одной клетке вперед, исключение – начальное положение фигуры, когда её разрешается переместить сразу на две клеточки вперед (а может и на одну, это зависит от желания игрока). Сбивает пешка по одной клетке по диагонали вперед. Но самое интересное в жизни пешки происходит, когда после долгих скитаний и мытарств, она достигает последней горизонтали. В этом случае ее дальнейшая судьба зависит от игрока, управляющего ей. Он превращает ее в любую фигуру, кроме короля. Как правило, выбирается ферзь, поскольку это самая сильная фигура. Но бывают случаи, когда выгоднее сделать превращение пешки в более слабую фигуру. Например, если в результате превращения пешки в ферзя на доске возникнет положение пата. Или если более слабая фигура в данной позиции окажется нужнее игроку (поможет организовать атаку на короля или с ее помощью реально получить материальные выгоды в результате комбинации).

Это были базовые шахматные правила, без которых невозможно начать карьеру шахматиста ни одному человеку. Попробуйте проявить свои знания на практике, решая увлекательные шахматные задачи, а также сражаясь на виртуальных полях с другими людьми!